В ходе реализации Программы реновации в Москве набирает обороты новая проблема: нарушение Департаментом городского имущества гарантии, установленной Законом о реновации, о сохранении района проживания переселяемых жителей Москвы.
Проблема касается как предоставления жителям равнозначного жилья, так и тех, кто состоит на жилищном учете, т.е тех, кому жилье должно быть предоставлено по норме предоставления по 18 кв.м. каждого члена семьи.
В первом случае Департамент начинает с того, что рассылает переселяемым предложения о предоставлении жилья, которое имеется у города в разных районах Москвы, невзирая на то, что это не район проживания. Расчет на то, что кто-то может согласиться.
В случае отказа граждан от переезда в другой район, Департамент предлагает район проживания. Хотя это может быть и район проживания переселяемых, но это не всегда тот же микрорайон, в котором проживали люди.
Формально требования Закона о реновации соблюдаются — жилье предоставляется в том же районе Москвы.
Однако, в историко-политическом контексте, учитывая то, на каких условиях Программа реновации обсуждалась и принималась, это безусловно не соответствует ожиданиям жителей Москвы. Например, удалённость нового жилья от метро более 30 минут, против 5 минут ранее, или необходимость изменить образовательное учреждение для детей в связи с переездом, можно трактовать как нарушение гарантии.
Конечно, точку в этом вопросе должен ставить суд.
В судейском корпусе Москвы есть несколько судей, которые, на мой взгляд, обладают достаточной смелостью и свободой усмотрения, чтобы решить такой спор в пользу жителей Москвы.
Возможен независимый подход и у судей Второго кассационного суда.
Во втором случае, т.е с теми, кто состоит на жилищном учете, правовая позиция Департамента для переселения жителей в другой район еще более спорная.
Гарантия сохранения района проживания — гарантия, установленная ст. 4 Закона г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».
В соответствии со ст 6 того же Закона №17 жители Москвы, состоящие на жилищном учете, обеспечиваются в ходе реализации Программы жильем в соответствии с Законом №29 города «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» вне очереди. Эта отсылка к Закону 29 по мнению властей исключает применение гарантий сохранения района проживания при переселении.
Гарантия сохранения района проживания, по мнению Департамента — гарантия, соблюдаемая лишь для тех, кому предоставляется именно равнозначное жилье, но не по норме предоставления.
Однако, даже простая отсылка к названию ст 6 упомянутого Закона о реновации № 17, которая затрагивает права лиц, состоящих на учете, а озаглавлена она как «Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации», не оставляет сомнений в натянутости такого правоприменения.
Гарантия улучшения жилищных условий является дополнительной, к тем, которые установлены Законом. В противном случае, те кто состоят на жилищном учете, наделяются меньшими гарантиями, чем граждане, имеющие право на равнозначное жилье.
Для записи на бесплатную консультацию свяжитесь со мной по телефону: +7(915) 258-50-00.
Подписаться на мой телеграм-канал о недвижимости Адвокат Астапов МСК https://t.me/advokatastapovmsk