О том, кто имеет право на бесплатное обеспечение жилыми помещениями из государственных и муниципальных жилищных фондов.

 


Основной закон нашей страны, Конституция РФ (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации) гласит:

«Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Правило, вытекающее из вышесказанного, следующее: жильем обеспечиваются нуждающиеся в жилье малоимущие и некоторые нуждающиеся в жилье из других социальных групп (полиция, судьи, военные и т.п.)  

Нуждающиеся в жилье – это те, кто не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении и состоит на соответствующем жилищном учёте.   

Второе условие – имущественный критерий. Жильём могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение. Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильём за счёт государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно:

  1. Состоять на жилищном учёте как нуждающийся в жилом помещении.
  2. Состоять на учёте как малоимущий или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

     Согласно пункту 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

     Учётную норму для каждого населённого пункта определяет орган местного самоуправления (пункт 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Для г. Москвы учётная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (пункты 3 и 4 статьи 9  Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Перечень условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен в пункте 1  статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этим пунктом гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

— не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

 — являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

 — проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (пункт 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Для принятия граждан на жилищный учёт государственным и муниципальным органом рекомендовано  до начала расчётов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека.

     Порядок признания малоимущими жителей города Москвы установлен законом г. Москвы № 7 от 25.01.2006 г. Так согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона Москвы малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчёте имущественной обеспеченности включается расчётная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчётный период. Такой расчётный период не может превышать 20 лет.  Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением  Правительств Москвы  от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

    Учёт граждан для целей обеспечения жильём

Принятие гражданина  на соответствующий жилищный учёт органом местного самоуправления является важным  и обязательным  для того, чтобы гражданин мог получить жильё от государства или органа местного самоуправления (пункт 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для предоставления жилого помещения на учёт должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жильё государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения. При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учёт по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (пункт 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учёт по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены  несколько жилых помещений по всем основаниям. Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учёт по разным основаниям,  может получить жилое помещение за счёт государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение  предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учёт с заявлением о принятии на учёт должны представить необходимые для этого документы. В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учёт, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учёт, по системе межведомственного   взаимодействия (пункт 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На жилищном учёте граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учёта без предоставления жилья, когда выявлены такие  основания (статья 55 Жилищного кодекса российской Федерации).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением  о принятии их на жилищный учёт, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учёт они могут подать лишь по истечении пяти лет (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации всегда вызыввала много споров. Жилищный кодекс Российской Федерации чётких критериев  для отнесения различных действий и сделок с жильём к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному применению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации может помочь позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в  Определении от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Суд разъяснил, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учёт содержится в части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации:

— не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

— ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок».

Снятие граждан с жилищного учёта регламентировано статьёй 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для снятия с учёта установлены следующие основания:

—  подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

— утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

—  их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

— получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

— предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

—  выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет».

     При применении пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении граждан, принятых на жилищный учёт до 01 марта 2005 года, следует учитывать положения пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учёт до 01 марта 2005 года, т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса,  не могут быть сняты с учёта по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56. Для снятия граждан с учёта в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового ЖК, т.е. статьёй 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 года.

     Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учёт до 01 марта 2005 года, не позволят  признать гражданина малоимущим, снять такого гражданина с жилищного учёта по основаниям, предусмотренным  пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 01 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учёта не содержало.   

     Решение о снятии граждан с учёта должно быть мотивированным, выносится в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учёта выявлено уполномоченным органом  и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Отсутствие в решении о снятии гражданина с учёта мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 г.).

     Однако, из абзаца 4 того же пункта 1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения. Если орган, осуществляющий жилищный  учёт, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).               


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *