По планам властей города Москвы, 1 миллион москвичей, или 350 тысяч семей — участников программы реновации, должны переехать в новое жилье в течение 15 лет. По данным Департамента городского имущества города Москвы на начало 2019 года на жилищном учете состоит 62 365 семей.
Несомненно, реновация затронет множество семей, состоящих в очереди на получение жилья в г. Москве.
Несомненно также, что для многих очередников, состоящих на жилищном учете десятилетиями, реновация — благо, сдвинувшее вопрос получения жилья с мертвой точки — очередникам в случае, если их дом включен в программу реновации, жилье взамен изымаемого предоставят по норме предоставления в г. Москве вне очереди.
п.1 ст. 6 Закона г.Москвы от 17.05.2017 N 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»: Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Однако, учитывая пристальное внимание городских властей к очередникам, подразумевающее постоянную проверку оснований граждан состоять на жилищном учете — вопрос улучшения жилищных условий для очередников в процессе реновации не стал проще. Так Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», а именно ст. 7.3., предусматривает право распорядительного органа, ведающего предоставлением жилья, отказать гражданам в улучшении жилищных условий в случае нарушения этими гражданами условий, установленными нормативным актом города Москвы:
В случае отказа указанных граждан (очередников — примечание моё) от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении ими условий, установленных нормативным правовым актом города Москвы, им предоставляется в соответствии с настоящим Законом равнозначное жилое помещение либо равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Указанные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до получения ими жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с данного учета.
Итак, сублимируем содержание приведенной статьи — основаниями для того, чтобы гражданам отказали в улучшении жилищных условий являются следующие:
1. Отказ граждан от улучшения жилищных условий.
2. Нарушение условий, установленных нормативным актом города Москвы.
3. Выявленные основания для снятия граждан с учета, предусмотренные жилищным законодательством.
Если с пунктами 1 и 3 всё вполне понятно, то второй пункт сформулирован совсем нечетко, что уже стало поводом для нарушений со стороны Департамента городского имущества города Москвы.
Что же подразумевается под «нарушением условий» и каком «нормативном акте города Москвы» идет речь в упомянутом выше Законе от 15.04.1993 N 4802-1?
Обратимся к Закону г.Москвы от 17.05.2017 N 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».
Пункт 2 ст. 6: в случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с жилищного учета.
Из приведенной статьи видим, что нормативным актом, которому должны соответствовать некие «условия», затрагивающие права граждан-очередников, установлены Законом города Москвы № 29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее по тексту Закон № 29).
В качестве примера могу привести дело, где c моим участием разрешался спор граждан и Департамента о том нарушены ли гражданами условия, предусмотренные нормативным актом города Москвы или нет.
Департамент городского имущества г. Москвы в процессе расселения одной из пятиэтажек исключил семью граждан из списка очередников на предоставление жилого помещения по норме предоставления. Причиной тому послужило то, что семья заявителей не предоставила в Департамент сведений об обеспеченности жилыми помещениями бывшей жены одного из заявителей, что, по мнению Департамента, и явилось нарушением условий Закона г. Москвы от 17.05.2017 г. № 14. При этом Департамент указал, что непредставление таких сведений заявителями в то время, как брак одного из членов семьи был расторгнут в период состояния на жилищном учете расценивается как намеренное ухудшение заявителями жилищных условий, то в силу Закона № 14 является основанием для принятия решения об обеспечении граждан равноценным жилым помещением, а не по норме предоставления.
Такая позиция Департамента городского имущества города Москвы не основана на нормах действующего законодательства, поскольку сам факт расторжения брака не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий, основанием для отказа предоставить гражданам, состоящим на жилищном учете, жилое по норме предоставления может быть нарушение, предусмотренное Законом № 29 г. Москвы, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Заявители таких нарушений не допускали. Так, семья заявителей была поставлена на жилищный учет задолго до регистрации одним из членов семьи брака, который в последствии был расторгнут. Супруга заявителя, сведения об обеспеченности которой потребовал Департамент, на жилищный учет вместе с другим членами семьи поставлена не была, в учетное жилое помещение не вселялась. Расторжение брака с таким членом семьи не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Заявители обратились в суд и доказали незаконность требований Департамента и принятых им решений. Решением суда действия Департамента были признаны незаконными, суд обязал Департамент рассмотреть вопрос об обеспечении граждан-очередников жилым помещением по норме предоставления повторно.