Максим Сергеевич, здравствуйте!

У нас вопрос такой. Наша организация  в 2009 году выиграла аукцион и заключила  договор на право аренды земельного участка в черте г. Москвы. В течение длительного времени нами участок не осваивался,  получены документы в следующем объеме: ГПЗУ, ТУ на вынос кабелей. В 2015 году Комиссией при Департаменте имущества г. Москвы в наш адрес направлено письмо о расторжении договора аренды по причине неосвоения участка. Прав ли ДИГМ и что нам делать теперь? Есть ли перспективы оспаривания такого решения в судебном порядке.

Ответ:

Действительно согласно пункту 22 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» заключенный до 1 января 2011 года для целей строительства, реконструкции объекта недвижимого имущества договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления в случае существенного нарушения условий договора аренды такого земельного участка и (или) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны данного договора исходили при его заключении. Основания перечислены далее в этом же пункте.

Одним из таких оснований является отсутствие по истечении пяти лет со дня заключения данного договора разрешения на строительство, реконструкцию объекта недвижимого имущества, строительство которого предусмотрено данным договором, в случае, если в данном договоре не предусмотрен срок окончания строительства, реконструкции этого объекта.

Из текста Вашего вопроса не усматривается срок, в течение которого Вы должны были освоить участок. Однако, по этому поводу имеется обширная судебная практика, в т.ч практика Конституционного Суда. На основании этой практики, теоретически, изложенное Вами дело может иметь положительную для Вас судебную перспективу его разрешения.

Так, в Определении от 6 октября 2015 года N 2317-О Конституционный Суд выявил смысл положений пункта 22 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и части 4 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сформулировал основные выводы при применении вышеуказанных положений законодательства.

КС пришёл к выводу о том, что при оценке правомерности решения соответствующего органа публичной власти суд должен принимать во внимание обусловившие задержку получения арендатором разрешения на строительство обстоятельства, связанные с действиями (бездействием) как арендатора, так и арендодателя, уполномоченных органов публичной власти, подведомственных организаций, должностных лиц, или обстоятельства непреодолимой силы.

Поэтому, если причинами длительных сроков освоения земельного участка стали процедуры оформления различных разрешительных документов, то это должно быть учтено при разрешении спора и может стать уважительной причиной для сохранения договора аренды земельного участка.

Вы можете подойти на консультацию с имеющимися у Вас документами или направить их в мой адрес для более детальной оценки перспектив дела.

     Всю интересующую Вас информацию можно получить, связавшись со мной по телефону 8 (495) 662-74-27 или заполнив форму обратной связи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *